А: Вот Вы, кажется, давно плаваете. Вам постоянно приходится следить за остойчивостью судна. Как же Вы это делаете? Вы ведь согласны с тем, что остойчивость судна постоянно меняется: сегодня она не такая, как была вчера, а завтра будет не такая, как сегодня? И вот Вы хотите узнать, какая остойчивость у судна сейчас, вот в это мгновенье. А сейчас - шторм, ветер, волны... Судно кренится на правый борт... И вот, что бы узнать, остойчиво ли оно в эту минуту, надо, чтобы затих ветер, исчезли волны (ведь это они вызвали отклонение судна от положения равновесия), и тогда можно будет посмотреть: будет ли судно продолжать крениться дальше или вернется в первоначальное положение. И как же Вы это делаете? К: Гм...? Чтобы оценить остойчивость, я рассчитываю нагрузку судна, определяю возвышение его центра тяжести, сравниваю его с критическим возвышением... А: А говорили, что для этого надо "прекратить действие причин, вызвавших отклонение!" К: Да, пожалуй, это определение не очень удачное. Но так пишут в учебниках! А: Может быть Вы теперь предложите более удачное определение? К: Ну теперь бы я сказал, что остойчивость - это способность судна... сопротивляться внешним силам: ветру, волнам... А: С этим и я готов согласиться. А то, что Вы раньше говорили, на мой взгляд скорее относится к определению понятия положения равновесия - устойчивость.