Под управляемостью судна на заднем ходу понимается его спо¬собность удерживать" или изменять направление своего движения; назад. Необходимость рассмотрения данного движения судна: объясняется тем, что часто встречаются случаи маневрирования на ограниченной акватории, при отходе от причала, при разворотах в узкостях. На практике установлено, что управляемость судна на заднем ходу значительно хуже, чем на переднем. Известно, что-расположение руля в передней части объекта по ходу его движения всегда менее эффективно. Рассмотрим два судна (рис. 14.8, а, б), из которых одно А дви¬жется передним ходом, а другое В — задним. Оба судна пере¬мещаются прямым курсом, на обоих рули перекладываются в од¬ну сторону относительно общего направления движения. Попереч¬ная гидродинамическая сила Уг, возникающая при этом на рулях, образует момент MVA( судно А) и Мрв (судно В), направленный в. сторону переложенного руля.