1. Во время плавания в виду берегов счисление пути судна надлежит систематически проверять определениями места всеми доступными при данных условиях способами, а также измере-ниями глубин, использованием ограждающих линий положения, наблюдением за обстановкой. 2. Тщательность опознания ориентиров — необходимое условие надежности обсервации. Ориентиры опознаются сличением их характеристик с данными, приведенными в лоции, пособиях: «Огни и знаки» и «Радиотехнические средства». При опознании огней по их периоду использование секундомера обязательно.; Опознанию ориентиров могут помочь пеленги на них, снятые с карты от счислимого места судна. 3. Надежное обсервованное место исключает все ошибки счи¬сления, накопившиеся со времени предыдущего определения, и служит основанием для дальнейшего счисления. Точные обсервации позволяют установить величину отклонения счислимого места судна от истинного, что дает возможность выяснить причины этого отклонения и учесть их при дальнейшем счислении. 4. Не всякое определение дает точное место судна; возможны случаи, когда счислимое место является более точным, чем обсервованное. Основанием для переноса счисления в обсервованную точку может быть только такое обсервованное место, которое не вызывает сомнения и точность его заведомо выше точности счислимого места. 5. Источниками грубых ошибок при определении места могут быть небрежность при наблюдениях и вычислениях, неаккурат¬ность графических построений, неисправность штурманских при¬боров и инструментов. Большие ошибки часто возникают при пеленговании отдельных естественных ориентиров (срезов мысов, скал, вершин гор, приметных пятен); при наблюдениях в условиях пониженной видимости; при наблюдениях, производимых во время качки судна; из-за неправильного опознания ориентиров и несо¬ответствия нанесенных на карту предметов их действительному положению на местности.